Виды научной информации и ее обработка. Научно-информационная деятельность

Виды научной информации и ее обработка. Научно-информационная деятельность


Введение
На современном этапе развития рыночных отношений, когда темпы накопления и передачи информации растут, возникло противоречие между производством информации и возможностями ее потребления, переработки и использования. Нужны соответствующие методики ориентации научных работников на наиболее продуктивный поиск и использование соответствующих информационных материалов. Слово «информация» в переводе с латинского означает разъяснение [9]. Разъяснение - это сведения об окружающей среде, о процессы, которые осуществляются в нем, о событиях и состоянии, которые воспринимаются людьми, которые управляют машинами и системами. Это одно из общих понятий науки, что означает определенные сведения, совокупность каких данных, знаний, детальная, систематизированная подача определенного отобранного материала, но без любого анализа.
Информационная деятельность является неотъемлемой частью всех сфер общественной жизни. Она имеет определенные цели и задачи, для реализации которых существуют конкретные средства, способствующие получению необходимых результаты [2].
Значение и роль информации в том, что, во-первых, без нее не может быть проведено то или иное научное исследование, во-вторых, информация довольно быстро стареет, и требуется постоянное обновление материалов. По данным зарубежных источников интенсивность старения информации составляет более 10% в день для газет, 10% в месяц для журналов, 10% в год для книг и монографий. Кроме этого, информация для исследователя является предметом и результатом его труда. Осмысливая и прорабатывая нужную информацию, исследователь издает специфический продукт: - качественно новую информацию. При этом подсчитано, что около 50% своего времени исследователь тратит на поиск информации. Поэтому достаточно ответственным этапом научного исследования является умение оперативно находить и обрабатывать нужную информацию по теме исследования [3].
Научная информация - информация, создаваемая и получаемая в ходе научного процесса. Она отражает условия, содержание и результаты проводимых исследований. Область научной информации имеет широкие границы и ее классификация по видам является довольно сложной задачей [4].

1. Виды научной информации

Умственный труд в любой его форме всегда связан с поиском информации. Тот факт, что этот поиск становится сейчас все сложнее и сложнее, в доказательствах не нуждается. Усложняется сама система поиска, постепенно она превращается в специальную отрасль знаний. Знания и навыки в этой области становятся все более обязательными для любого специалиста [1].
Понятие подготовленности в этом отношении складывается из следующих основных элементов:
• четкого представления об общей системе информационных ресурсов и тех возможностях, которые дает использование информационных источников своей области;
• знания всех возможных источников информации по своей специальности;
• умения выбрать наиболее рациональную схему поиска в соответствии с его задачами и условиями;
• наличия навыков в использовании вспомогательных библиографических и информационных материалов.
Р.Г. Сабитов приводит несколько определений информации.
1. сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чём-либо, передаваемые людьми;
2. уменьшаемая, снимаемая неопределённость в результате получения сообщений;
3. сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических,
семантических и прагматических характеристик;
4. передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы) [7].
Г.С. Цехмистрова в учебном пособии «Основы научных исследований» приводит следующее понятие научной информации и ее основные признаки.
Научная информация - это логическая информация, получаемая в процессе познания, адекватно отражает закономерности объективного мира и используется в общественно-исторической практике [9].
Основные признаки научной информации:
- она приобретается в процессе познания закономерностей объективной действительности, основой которой является практика, и подается в соответствующей форме;
- это документированные или публично раскрытые сведения об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники, производства, полученные в процессе научно-исследовательской, опытно-конструкторской, производственной и общественной деятельности [4].
Различают области информации:
- политическая;
- духовная;
- научно-техническая;
- социальная;
- экономическая;
- международная [2].
Четкое знание терминов и их сущности, а также отраслей информации позволяет научному исследователю оперативно их находить, обрабатывать, обобщать и эффективно применять для выполнения соответствующих задач.
Как и любая информация, научная информация может быть визуальной, звуковой и тактильной (осязательной). В свою очередь визуальная информация по форме представления бывает текстовой, графической (изобразительной), картографической. Однако для практического использования особенно важны те виды научной информации, которые выделяются по назначению, типу переда­ваемой информации, способу распространения, степени аналитико-синтетической переработки, области получения или использо­вания.
Научную информацию можно подразделить:
·                       по назначению - на массовую и специальную (техническую, строительную, медицин­скую, экономическую и др.);
·                       по типу передаваемой информации - документальную и фактографическую;
·                       по способу распростране­ния информации - опубликованную и неопубликованную;
·                       по сте­пени аналитико-синтетической переработки информации - пер­вичную и вторичную [8].
Структура научной информации. Имеет явно выраженный иерархический характер и включает в себя следующие классы (по Н.В. Сифорову):
·                       класс А - информация о научных фактах;
·                       класс В - информация о научных гипотезах, концепциях и тео­риях;
·                       класс С - информация о данной науке или области знания;
·                       класс Д - информация об окружающем нас мире.
Содержательная структура научной информации в достаточ­ной мере условна и не имеет явного выражения. В одних и тех же фрагментах научной информации может содержаться информация нескольких разных классов.

2. Обработка научной информации

Процесс обработки информации включает в себя следующие этапы: сбор, фиксация, хранение и классификация первичной научной информации и в завершение написание целостного обзорного текста, обобщающего и систематизирующего информацию.
При первом знакомстве с научной книгой много полезных сведений могут дать её выпускные данные. В при книжной аннотации приводятся краткие сведения о содержании и читательском назначении, показывается научное и практическое значение издания, раскрывается основная идея. Из аннотации можно узнать основную тему, задачи, метод, которым пользовался автор, принадлежность к определенной научной школе. Предисловие к научной книге может быть представлено в различных вариантах. В предисловии чаще всего объясняются мотивы написания книги, особенности ее содержания и построения, степень полноты освещения тех или иных проблем. Вступительная статья. В ней дается оценка работы, характеризуется мировоззрение ученого, система его научных и общественных взглядов, перечисляются наиболее крупные труды и т.п. Введение является вступительным разделом к основному тексту, поэтому при знакомстве с научной книгой его нужно читать особенно внимательно. Умение пользоваться техникой быстрого чтения существенно снижает трудоемкость работы с научной литературой. Умение быстро читать – одно из важных условий усвоения гораздо большего объема материала. При чтении и составлении резюме не нужно стремиться только к заимствованию материала. Следует обдумывать найденную информацию в продолжение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.
 Информация при изучении литературы по выбранной теме используется только та, которая имеет непосредственное отношение к теме диссертации и является потому наиболее ценной и полезной. При разработке обширной проблемы нужно уметь делить ее на части, каждую из которых продумывать в деталях. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, не надо забывать о его связи с проблемой в целом. Отбор и оценка фактического материала. Научное творчество предполагает значительную часть черновой работы, связанной с подбором основной и дополнительной информации, ее обобщением и представлением в форме, удобной для анализа и выводов. Поэтому важно научиться отбирать не любые факты, а только научные. Понятие «научный факт» значительно шире и многограннее, чем понятие «факт», применяемое в обыденной жизни. Научные факты характеризуются особыми свойствами – новизной, объективностью, точностью и достоверностью. Новизна научного факта говорит о принципиально новом, не известном до сих пор предмете, явлении или процессе. Это не обязательно должно быть научное открытие, но это новое знание о том, чего мы до сих пор не знали. Работа по накоплению научных фактов по избранной теме всегда многоаспектна. Здесь и глубокое изучение опубликованных материалов, ознакомление с архивами и ведомственными данными, получение различных консультаций, анализ и обобщение собственных научных результатов. Накопление такой предварительной информации – творческий процесс, требующий целеустремленной энергии, настойчивости и творческой страсти. Ученый похож на строителя сложного и оригинального сооружения. Он собирает нужные строительные материалы, все складывает в строгом и определенном порядке. Всю собранную первичную научную информацию следует регистрировать.
А.Б. Пономарев выделяет следующие формы регистрации информации:
 – оформление новой информации на специальных бланках, анкетах, статистических карточках, образующих в результате тематическую картотеку;
 – записи различного характера, в том числе наблюдения, записанные в лабораторных журналах, выписки из протоколов заседаний кафедры и т.п.;
 – графики, рисунки, схемы и другие графические материалы;
 – фиксация научной информации методами фотографии;
– научные отчеты;
 – расчеты, выполненные с помощью компьютерных программ;
 – выписки из анализируемых литературных источников, документов (авторефераты, диссертации, статьи, книги и др.) [6].
На начальной стадии организации научного исследования представляется необходимым выбрать наиболее приемлемую систему хранения первичной документации. Это поможет облегчить пользование собранными материалами и сберечь в дальнейшем много времени. Одновременно с регистрацией собранного материала следует вести его группировку, сопоставлять, сравнивать полученные цифровые данные и т.п. При этом особую роль играет классификация, без которой невозможно научное построение или вывод. Классификация дает возможность наиболее коротким и правильным путем войти в круг рассматриваемых вопросов. Она облегчает поиск и помогает установить ранее не замеченные связи и зависимости. Проводить классификацию нужно в течение всего процесса изучения материала. Она является одной из центральных и существенных частей общей методологии любого научного исследования. Процесс сбора, фиксации, хранения и классификации первичной научной информации желательно завершить написанием целостного обзорного текста, обобщающего и систематизирующего информацию.
Различают следующие виды аналитико-синтетической обработки научных документов.
Библиографическое описание представляет собой как процесс, так и результат составления по определенным правилам перечня сведения о документе, которые позволяют полностью определить этот документ и найти его среди других с целью использования в различных видах работ.
Аннотирование - процесс составления краткой характеристики содержания и назначения документа, основной его темы и цели выполненной работы. Результатом этого процесса является аннотация.
Реферированием называют краткое изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими данными и выводами. В процессе реферирования выполняется семантическая компрессия (сжатие) текста. Результат этого процесса - реферат, который содержит тему, предмет, объект, цель, а также метод проведения работы, полученные результаты, выводы, область применения.
Наиболее сложным видом аналитико-синтетической обработки научно-технической информации является подготовка обзоров научно-технической литературы и ежегодных докладов о наиболее важных отечественных и зарубежных достижениях в области науки, техники и производства.
Обзор - текст, который содержит синтезированную информацию по какому-либо вопросу или ряду вопросов, собранную из некоторого множества специально подобранных с этой целью первичных документов, изданных за определенное время.
Различают обзоры: библиографические, реферативные, аналитические, Библиографический обзор содержит характеристику первичных документов как источников информации, которые появились за определенное время или объединены по каким-то общим признакам. Реферативный обзор содержит систематизированные данные и факты, и обобщенную информацию [5].


3. Сущность научно-информационной деятельности

Научно-информационная деятельность (НИД) - это социально-организованный разновидность научного труда, который выполняется в целях повышения эффективности исследований и разработок и заключается в осуществлении следующих основных процессов, как: сбор, аналитико-синтетическая переработка, хранение и поиск закрепленных в документах научной информации, а также в предоставлении (или распространении) этой информации ученым-исследователям и специалистам в соответствующее время и в удобной для них форме (в рамках информационного обеспечения и информационного обслуживания) [2].
Конкретными целями научно-информационной деятельности являются: сбор научных источников информации (документов), их систематизация, анализ и синтез, переработка, хранение, поиск, воспроизведение, размножение и распространение научной информации.
Структурной единицей, характеризующей информационные ресурсы и информационные продукты с количественной стороны, является научный документ. Под документом понимают материальный объект, который содержит фиксированную информацию для ее сохранения и использования. Научным документом в научно-технической информации называют носитель, на котором зафиксированы научные данные или научно-техническая информация с обязательной ссылкой на то, где, кем и когда он был создан. Таким образом, в информатике документом считается любой материальный носитель информации (например, бухгалтерский отчет, книга, и т.п.).
Различают:
- текстовые научные документы (книги, журналы, отчеты и т.д.);
- графические (чертежи, схемы, диаграммы);
- аудиовизуальные (звукозаписи, кино- и видеофильмы);
-электронные (записи на электронных носителях, информация в компьютерных сетях).
В практике научно-информационной деятельности документы подразделяют на первичные и вторичные. Принято считать, что в первичных документах содержатся непосредственные результаты научных исследований и разработок, новые научные данные или новое осмысление известных идей и фактов. А во вторичных - результаты аналитико-синтетической и логической обработки одного или нескольких первичных документов или сведения о них [5].
Видовая структура научных документов приведена в таблице 1.
Таблица 1. Видовая структура научных документов
Характер документа
Первичный
Вторичный
Книги, брошюры
Монографии, сборники, материалы конференций, конгрессов, съездов, учебные издания и т.п.
Непериодические библиографические, реферативные, обзорные издания, энциклопедии, справочные издания, словари и т.п.
Периодические
Издания с продолжением, журналы. Бюллетени, газеты и т.п.
Библиографические (указатели, картотеки), реферативные (картотеки, сборники), экспресс информация, официальные бюллетени, указатели промышленных каталогов, информационные листки и др.
Специальные
Нормативно-технические документы, промышленные каталоги и др.
Указатели стандартов и технических условий, отечественных и зарубежных изобретений и т.д.

Существуют разные методы классификации информации, которая используется в научных исследованиях, например: по способу отображения (цифровая, текстовая, алфавитная, графическая и т.п.); по насыщенности данных (недостаточная, достаточная, излишняя); по способу представления (директивная, распорядительная, отчетная и т.п.), по периодичности или стабильности возникновения данных (постоянная, эпизодическая); по назначению (справочная, нормативная, сигнальная, регулирующая и т.д.) и т.д.
Для всего многообразия видов информационного обеспечения существуют общие основные принципы его формирования.
1.Актуальность. Информация должна реально отражать состояние объекту исследования в каждый момент времени.
2. Достоверность. Информация должна точно воссоздавать объективное состояние и развитие объекта исследования.
3. Полнота отражения. Необходимо учитывать все факторы, которые влияют на состояние объекта.
4. Информационное единство. Представление информации в такой системе показателей, при которой исключалось бы вероятность противоречий в выходах и несогласованность первичных и выводных данных [5].

Заключение
Таким образом, научная информация – это получаемая в процессе познания логическая информация, которая адекватно отображает закономерности объективного мира и используется в общественно - исторической практике. Из определения вытекает, что научной можно считать только ту информацию, которая удовлетворяет нескольким серьезным требованиям.
Во-первых, научная информация получается человеком в процессе познания, и, следовательно, неразрывно связана с его практической, производственной деятельностью, поскольку последняя является основой познания. Во-вторых, научная информация – это логическая информация, которая образуется путем обработки информации, поставляемой человеку органами чувств, при помощи абстрактно-логического мышления. Например, совокупность данных о температуре в различных точках нашей страны, не будет еще научной информацией. Информация будет научной в том случае, когда между данными будет установлена связь. При этом надо учитывать и третье условие отнесения той или иной информации к научной. Она должна адекватно отображать объективный мир и должна непременно использоваться в общественно-исторической практике.
Во втором пункте мы рассмотрели процесс обработки информации, который включает в себя следующие этапы: сбор, фиксация, хранение и классификация первичной научной информации и в завершение написание целостного обзорного текста, обобщающего и систематизирующего информацию.
Различают следующие виды аналитико-синтетической обработки научных документов: библиографическое описание, аннотирование, реферирование, критическая оценка и обобщение, составление обзоров, докладов.
Третий пункт посвящен сущности научно-информационной деятельности. Нами было установлено, что основной целью научно-информационной деятельности является обеспечение потенциальных информационных потребностей лаконичной и квалифицированной информации о новых знаниях, опыт и прогнозы в различных сферах человеческой деятельности.

Список использованных источников

1. Балашова М.А. О содержании понятия «Информация» и природе информационного взаимодействия // Известия ИГЭА. 2013. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-soderzhanii-ponyatiya-informatsiya-i-prirode-informatsionnogo-vzaimodeystviya (дата обращения: 31.05.2017).
2. Захарова И.В., Филиппова Л.Я. Основы информационно-аналитической деятельности [Электронный ресурс] URL: https://uchebnikionline.com/informatika/osnovi_informatsiyno-analitichnoyi_diyalnosti_-_zaharova_iv/informatsiyno-analitichna_diyalnist_osnovi_teoriyi.htm (дата обращения 13.05.2017)
3. Кузнецов А. П., Паршин С. М. Информация и ее виды: теоретический анализ // Бизнес в законе. 2007. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsiya-i-ee-vidy-teoreticheskiy-analiz (дата обращения: 31.05.2017).
4. Маркарова Т. С. Научная информация и язык как основа научного чтения и научного познания // Проблемы современного образования. 2010. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nauchnaya-informatsiya-i-yazyk-kak-osnova-nauchnogo-chteniya-i-nauchnogo-poznaniya (дата обращения: 31.05.2017).
5. Медведев Э.Н. Основы научных исследований: учеб. пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. Макеевка: НОРД-пресс, 2005. 250 с.
6. Пономарев, А.Б.  Методология научных исследований: учеб. пособие.  Пермь: изд-во Перм. нац. исслед. поли- техн. ун-та, 2014. 186 с.
7. Сабитов Р.Г. Основы научных исследований. Владивосток, 2005. 58 с.
8. Соловьёв И.В., Лонский И.И., Галеев А.П. Основы научно-исследовательской работы: учеб. Пособие. М.: МИИГАиК, 2013. 155 с.
9. Цехмистрова Г.С. Основы научных исследований: учебное пособие. Киев: издательский дом «Слово», 2003.  240 c.
10. Чуранов В.С., Чуранов А.С. Эффективный поиск информации для ведения научной деятельности// Информационные ресурсы России. 2007. №3. [электронный ресурс] URL: http://www.aselibrary.ru/press_center/journal/irr/2007/number_3/number_3_4/number_3_4566/(дата обращения 14.05.2017)

Комментарии

  1. Я хочу поделиться своим свидетельством о том, как г-н. Бенджамин помог мне с ссудой в размере 2 000 000,00 долларов для финансирования моего проекта по выращиванию марихуаны, я очень благодарен и пообещал поделиться этой законной финансовой компанией со всеми, кто ищет способ расширить свой бизнес-проект. . финансовая компания. любой, кто ищет финансовую поддержку, должен связаться с ними по адресу 247officedept@gmail.com. г-н Бенджамин также работает в WhatsApp + 1-989-394-3740, чтобы облегчить задачу любому кандидату.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога